В Дербенте информационный день, организованный Собранием депутатов и администрацией городского округа «город Дербент», состоялся в конференц-зале администрации. Открыл его и вел председатель Собрания депутатов Мавсум Рагимов. Он представил слово депутату городского Собрания, почетному депутату Народного Собрания РД, почетному гражданину города Дербента Николаю Алчиеву, который проинформировал присутствующих об основных направлениях политики, проводимой Главой Республики Дагестан.

Далее участники мероприятия: депутаты, заместители главы администрации, руководители структурных подразделений администрации города, городских учреждений и организаций, члены Совета старейшин, других общественных организаций выступили в поддержку курса Главы республики и просили довести до его сведения свои предложения по улучшению жизни дагестанцев. В частности, была отмечена необходимость пересмотреть тарифы на оплату газа, смягчить налоговое бремя, установить жесткий контроль и отстаивать реальную кадастровую стоимость имущества граждан, дать возможность получать техусловия на подключение электроэнергии в своём муниципальном образовании (в настоящее время только в Махачкале), а также продолжить борьбу с коррупцией.

 Из доклада Алчиева Н.Ю.

Уважаемые коллеги! Как известно, люди хотят, чтобы ими руководили личности. Чтобы руководитель шагал «в ногу» с историческим, политическим, социальным временем, в которое мы живем. Такого руководителя, влиятельного политика федерального уровня, одаренного, неподкупного, без малейших компроматов и с колоссальным опытом работы в правоохранительных органах (генерал-полковник) и Государственной Думе и направил в нашу республику Президент страны Владимир Путин, которого беспокоила неопределенность ситуации в Дагестане, стратегически и геополитически важном субъекте на юге России. С 3 октября 2017 года обязанности Главы республики исполняет Владимир Абдуалиевича Васильев.

Не нужно было долго приглядываться к стилю работы Васильева, к его ценностным установкам, приоритетам, подходам к определению главных задач, чтобы понять – с его приходом в Дагестан в республике теперь всё будет по-другому.

Прошло два года – срок небольшой, но можно подводить предварительные итоги деятельности. Его работу можно оценить так, как он требует сам: не по количеству проведенных заседаний, принятых законов и решений, деклараций и планов, а по реальным километрам, квадратным метрам и тоннам, по обеспечению больных лекарствами, вводу новых школ и детсадов, водоводов, животноводческих ферм, жилых домов и т.д., и т.п. Другими словами, по конкретным результатам, а не по благим намерениям.

В.А. Васильев - человек добрый и внимательный к людям, с природным политическим чутьем, уверенный в себе руководитель. Он видит возможности там, где другие видят лишь препятствия. Он знает, как ладить с другими с позиции интересов трудового народа. При этом в полной мере сохраняет независимость, приветствует предложения, и никогда не идет на поводу. Свою энергию отдает конкретным делам и проектам, помогающим процветанию республики. Это очень опытный политик, который ничего не делает и не говорит без аналитики. Принимаемые им решения становились точкой отсчета нового периода развития республики и нового этапа становления дагестанского общества. Поставленные в них масштабные задачи, небывалая наступательная борьба против коррупции, кадровые зачистки, комплексный аудит функций всех госорганов и многое другое способствовали созданию новых общественно-политических и конституционных условий в Дагестане.

Через четыре месяца после утверждения Васильева в должности врио Главы Дагестана антикоррупционная работа усилилась настолько, что в поле зрения следователей попали даже те, кто раньше считался неподсудным. Коррупция процветала в самых социально значимых сферах – медицине, образовании, дорожном строительстве. Неправомерно полученный доход только в сфере здравоохранения, по приблизительным оценкам, составил порядка 9 миллиардов рублей, а в сфере дорожного строительства –18 миллиардов. Так, после ревизии госконтрактов по строительству моста в Дагестане, оказалось, что мост обойдется бюджету республики в один миллиард рублей вместо полутора. Это при том, что торги выиграл прежний подрядчик. В целом благодаря пересмотру сметной стоимости в сфере строительства объектов дорожного хозяйства было сэкономлено почти два с половиной миллиарда рублей.

Кризис был системным практически во всех областях. Экономика в Дагестане работала до Васильева больше по неписаным правилам, чем по закону. Количество невозвратных кредитов росло, кредитные риски были настолько высоки, что банки просто массово отказывали бизнесу в заемных средствах, отчего в большинстве своем страдали честные предприниматели. Васильев добился открытия в Дагестане филиала МСП банка в помощь малому и среднему бизнесу, который раньше вынужден был брать кредиты за пределами Дагестана. Изменил стратегию работы с республикой и Сбербанк. После встречи Васильева и Грефа была достигнута договоренность об участии в развитии множества направлений. Это планы, связанные с проектом «Безналичный Дагестан», инфраструктурными проектами, предоставлением жилья социально незащищенным категориям граждан: очередники не получали квартиры с 2006 г., число имеющих право на получение жилья из республиканского жилищного фонда -13 500 чел.

В сфере строительства после установок Васильева все контролирующие структуры неожиданно заработали как надо. Посыпались предписания и акты проверок, обнаруживались и фиксировались всё новые и новые нарушения, стали готовить под снос то, что было возведено с самым вопиющим несоблюдением норм и правил и могло реально навредить людям. Многое стало всплывать на поверхность: и старые нефтепроводные трубы, заложенные в землю вместо водопроводных, и дома, построенные на площадках, предназначенных для строительства детсадов и школ, и гектары теплиц, использующих ворованный газ и формирующих нездоровую конкурентную среду, не позволяющую высоким агротехнологиям прийти в Дагестан.

В рамках наведения порядка на газовом рынке республики только в 2018 году было выведено из «тени» около 1540 промышленных и коммунально-бытовых потребителей газа с общим годовым объемом 57 млн. кубометров, в результате чего экономия газа составит порядка 95 млн. кубов в год на сумму свыше 660 млн. рублей.

В Дагестане до прихода Васильева АЗС практически не платили налоги, занижали объемы выручки. Имелись случаи возгорания и взрыва заправок, находящихся в черте города Махачкалы и расположенных неподалеку от жилых домов. Сотрудники таких опасных АЗС, не были оформлены по закону, везде велась двойная бухгалтерия, а незаконный доход уходил в карманы и на взятки проверяющих. Васильев, чтобы решить эту проблему, применил новый подход: собрал хозяев крупнейших заправок и предложил им работать честно, предоставив гарантии государства. Поступление налогов от АЗС тут же увеличилось на порядок. Только одна заправочная сеть, платившая в бюджет в 2017 г. чуть больше 1 млн. налогов, смогла за год нарастить налоговые выплаты почти в 10 раз. А ведь те, кто курировал налоговую сферу, убеждали нового Главу республики, что кратно увеличить налоговые поступления в бюджет невозможно. Но практика, кадровые решения и новый подход Васильева опровергли это, и система реально заработала.

То же касается и вывода из «тени» тех, кто вынужден был работать без заключения трудовых договоров. Численность легально работающих в республике по итогам 2018 года увеличилась почти на 38 тысяч человек. В основном это результат снижения неформальной занятости: где-то рабочие места вывели из «тени», где-то создали новые. Это привело не только к росту дополнительных доходов в виде НДФЛ, но и к экономии средств бюджета. Более 265 млн. страховых взносов на обязательное медицинское страхование якобы неработающего населения теперь были пущены на реальные социально значимые цели: 95 школьных автобусов, 108 карет скорой помощи и 50 флюо­рографических аппаратов.

Были и факты, к примеру, в Дагестанском бюро медико-социальной экспертизы, шокирующие своим цинизмом: 6000 инвалидов таковыми, не являлись. В итоге экономия бюджета 890 млн. была перераспределена на другие статьи расходов.

Работа в антикоррупционном направлении не останавливается: в Дагестане более чем в четыре раза снизилась доля дел, связанных с дачей взяток.

Коррупция была главной, но не единственной проблемой Дагестана. Нужны были профессиональные управленцы, способные реально изменить мнение людей о работе власти. Отсутствие возможностей для реализации своего потенциала часто выдавливало из республики профессионалов. Владимир Васильев предложил свое решение – систему кадровых конкурсов. Один из которых – первый и самый масштабный – назвали в честь знаменитой книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Этот конкурс привлек 6000 участников со всего мира. Он состоялся под патронажем Администрации Президента России, в лице Сергея Кириенко. Профессионалы со всей страны, из стран ближнего и дальнего зарубежья присылали на конкурс не только свои анкеты, но и конкретные проекты, делясь своим видением перспектив развития республики в самых разных сферах. Победителями конкурса стали 54 человека, 26 из них получили назначения на различные государственные и муниципальные должности. Среди них и заместитель главы администрации Дербента Видади Зейналов.

На пост премьера Правительства республики был приглашен Артём Здунов, успешно возглавлявший Минэкономики Татарстана, одного из регионов-лидеров промышленно-экономического роста. Владимир Васильев принял решение приглашать в республику лучших специалистов извне, сделав акцент прежде всего на дагестанцах, готовых вернуться на малую Родину. Так, сферу финансов возглавил, став вице-премьером Правительства, Гаджимагомед Гусейнов, экономист со стажем работы в Минфине России, причем в ранге руководителя департамента. В столице Дагестана к руководству, пройдя через конкурс, приступил Салман Дадаев, имевший до этого опыт работы руководителя одного из центральных районов Москвы. Лесное хозяйство республики возглавил Вагаб Абдулхамидов, специалист с 20-летним опытом работы в отрасли, зам.руководителя центрального лесхоза Московской области, в которой лесов в четыре раза больше, чем во всем Дагестане. Результаты не заставили себя долго ждать. Благодаря достигнутой безопасности и стабильным темпам развития в Дагестан со всей России потянулись туристы. Махачкалинский аэропорт «Уйташ» впервые принял в прошлом году миллион пассажиров, а в этом году есть надежда преодолеть полуторамиллионный рубеж.

Хотелось бы подчеркнуть поддержку Президента страны: В.В. Путин из своего фонда выделил Дагестану 3 миллиарда 200 миллионов рублей, направил за два года в республику для оказания конкретной помощи более сорока федеральных министров, первого зам.председателя Правительства России Антона Силуанова, руководителей всех федеральных силовых структур. С помощью Центра усилилась политика Главы республики по ориентированию деятельности на решение насущных проблем: обеспечение безопасности, занятости, роста доходов, создание комфортной среды для проживания, качественного доступного образования и медицинской помощи и т.д.  В этих целях по инициативе Главы республики еще в начале 2018 года сформировали планы совместных действий с 28 федеральными министерствами и ведомствами.

С министерством транспорта России выработали стратегически важные для республики проекты: строительство четырехполосной дороги, которая соединяет нас с другими субъектами России, обходы городов Дербента и Хасавюрта, строительство и реконструкции дорог, обустройство пограничных пунктов, модернизация Махачкалинского аэропорта, расширение железнодорожной инфраструктуры и обновление подвижного состава и в первую очередь пригородных поездов. Скоро будет и новый железнодорожный маршрут Махачкала – Баку.

С Минстроем России проведена инвентаризация незаконно построенных жилых домов и спроектирована реконструкция коллектора в Махачкале.

Министерство здравоохранения с новым министром – Джамалудином Гаджиибрагимовым стало одним из лидеров в России по реализации программы «Земский доктор», по которой 147 врачей получили единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн. рублей.

Главной, стержневой проблемой деятельности Главы по оздоровлению общества стало экономическое развитие республики, вывод экономики из тени.

В республике начата работа по разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2035 года. В республике реализуется подпрограмма «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года». Реализуются Планы мероприятий по их выполнению. В апреле текущего года была утверждена государственная программа Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования городской округ "город Дербент", реализация которой успешно начата.

Постановлениями Правительства РФ в 2017 и 2018 годах созданы ТОСЭР: территории опережающего социально-экономического развития – «Каспийск» и «Дагестанские Огни». В соответствии с данными Минэкономики РД социально-экономическая ситуация в республике по итогам 1 полугодия 2019 года характеризуется ростом темпов основных экономических показателей. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета РД по предварительным данным составил 20,2 млрд. руб. и увеличился на 17,7% по сравнению с I-м полугодием 2018 года. По показателям, характеризующим уровень жизни населения, наблюдается рост.

Численность безработных, зарегистрированных в органах занятости населения, составила на конец июня 2019 года 22,9 тыс. человек. Уровень безработицы составил: общей – 12,2%, зарегистрированной – 1,7% от экономически активного населения республики. Вместе с тем, уровень безработицы в республике, по-прежнему, выше среднероссийского значения.

Дагестан принимает участие в реализации 10 из 12 национальных проектов, а общий объем финансирования составляет 18,5 млрд руб­лей, из которых 15,8 млрд – средства из федерального бюджета, 1,2 млрд – республиканские деньги, 1,5 млрд – иные источники.

В республике реализуется семь региональных проектов в рамках нацпроекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей, имеющих детей», «Молодые профессионалы», «Учитель будущего» и «Социальная активность». По всем проектам заключены 14 соглашений между Дагестаном и Минпросвещения России. Дополнительно из республиканского бюджета за счет собственных средств, которые мы заработали в прошлом году, предусмотрено 1,9 млрд рублей на строительство школ и детских садов в рамках соответствующих национальных проектов, так как уровень софинансирования из федерального бюджета не всегда позволяет достичь целевых показателей.

Не раз звучал вопрос о сдаче ЕГЭ в Дагестане, когда выпускники получали высокие баллы, но они не соответствовали фактическим знаниям. Глава взял этот вопрос на контроль, ныне за экзаменами установлен контроль.

В Здравоохранении 7 региональных проектов: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Обеспечение медорганизаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения», «Развитие экспорта медицинских услуг». По всем региональным проектам заключены 16 соглашений между Дагестаном и Минздравом РФ. По проекту «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» предполагается в 2019 году обеспечить оптимальную доступность первичной медико-санитарной помощи в ряде районов республики.

Кроме того, до конца текущего года в 6 медицинских организациях будет внедрена новая модель медико-санитарной помощи. В 5 медорганизациях уже проведены мероприятия по электронной записи к врачу, созданию колл-центра, введению дополнительного автоматизированного рабочего места для обслуживания пациентов (электронная запись к врачу, прикрепление пациента), размещению баннеров навигации и расписания врачей, оптимизации работы клинико-диагностической лаборатории.

По нацпроекту Культура: региональный проект «Культурная среда», для цифровизации услуг и формирования информационного пространства в сфере культуры – «Цифровая культура», для создания условий реализации творческого потенциала нации – «Творческие люди». По ним заключены 9 соглашений между Дагестаном и Минкультуры РФ. Согласно паспорту проекта, планируется создать (реконструировать) и капитально отремонтировать 6 объектов учреждений культуры в селах отдаленных районов Нагорного Дагестана. Обеспечить учреждения культуры автотранспортом для обслуживания населения. В 2019 году МО ряда районов будут приобретены 7 передвижных многофункциональных культурных центров – автоклубов. Детские музыкальные, художественные, хореографические школы, училища и школы искусств будут обеспечены необходимыми инструментами, оборудованием и материалами. Создаются виртуальные выставочные проекторы, снабженные цифровыми гидами в формате дополненной реальности на базе Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой и виртуального концертного зала на базе Государственного Лезгинского театра им. С. Стальского. В этом году состоялось открытие виртуального концертного зала на базе Русского театра, в рамках которого прошла прямая трансляция с финала Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

В рамках нацпроекта «Демография» созданы проекты: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения («Старшее поколение»)», «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек («Укрепление общественного здоровья»)», «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва («Спорт – норма жизни»)». По проекту «Финансовая поддержка семей при рождении детей» планируются ежемесячные выплаты на первенца, их получат около 16 тысяч семей. Кроме того, в Дагестане за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования за первое полугодие обеспечено выполнение 711 процедур ЭКО семьям, страдающим бесплодием.

В рамках проекта «Старшее поколение» на базе органов социальной защиты населения планируется развить 29 специальных мобильных бригад­ для обслуживания граждан пожилого возраста. В январе-июле этого года было организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 800 граждан предпенсионного возраста.

По направлению «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в этом году запланировано начало строительства 35 детских садов на 6750 мест, ввод которых ожидается в 2020 г.

Нужно было идти от одиночных решений и ручного управления к выстраиванию системы. Васильеву В.А. пришлось принять целый ряд сложных и болезненных решений, чтобы Дагестан из слабосильного получателя федеральных дотаций с подорванными устоями экономики получил шанс стать регионом успешным и самодостаточным. Еще предстоит немало шагов на сложном пути реформирования республики, главное - фундамент цивилизованного развития уже заложен. Государственная власть из наблюдателя, констатирующего наличие проблем, превратилась в катализатор их решения. И в этом заслуга Владимира Абдуалиевича Васильева очевидна.